Точка безубыточности в ресторане — объем выручки, при котором компания покроет все свои затраты — постоянные и переменные. Грубо говоря, когда компания сработает в ноль: ничего не заработает, но и ничего не потеряет. После этой точки каждая следующая продажа приносит прибыль. Этот показатель называют по-разному: точка равновесия, порог рентабельности, точка нулевой прибыли, BEP — от английского break even point. По сути, это все одно и то же.
Чаще всего ее называют CVP Analysis по первой аббревиатуре английских слов:cost — затраты;volume — объем;profit — прибыль.Точку безубыточности можно считать в количестве товаров. Например, в штуках, килограммах, количестве сделок. Есть также формула для расчета в деньгах. Например, в рублях, долларах, евро.
В каких случаях нужнаТочка безубыточности поможет:
при планировании нового бизнеса;при анализе прибыльности бизнеса; для корректировки существующего проекта; при продаже бизнеса;для разработки франшизы; для вывода бизнеса из кризиса.При планировании нового бизнеса и разработке франшизы можно изучить рынок, структуру доходов и расходов конкурентов или компании-франчайзера и построить похожую финансовую модель.
Что такое франшизаФранчайзи решил открыть прачечную. У компании-франчайзера он узнал переменные и постоянные затраты для этого вида бизнеса. Цену услуг взял как среднее от цен конкурентов в этом районе. На основании этого построил финансовую модель для себя.
При расчете точки безубыточности оказалось: постоянные и переменные затраты будут на среднем уровне, а вот цена продажи в этом районе ниже. Франчайзи покроет свои расходы только на 30‑й день месяца → он может отказаться от этого варианта и попробовать, например, открыть кофейню.
Расчет точки даст ориентир, сколько надо продавать товаров или услуг, чтобы покрыть расходы, и есть ли перспективы получить прибыль при существующих условиях.